?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

          В прошлый раз я рассказала про существующие методы упорядочения потоков прибывающих воздушных судов. Мы выделили три метода и вкратце узнали, что каждый из себя представляет. Мы узнали, что самолёты в районе аэродрома (часть воздушного пространства установленных размеров, примерно 100-200 километров от аэродрома) прилетают и вылетают по стандартным маршрутам SID и STAR. На STAR при прилёте воздушные суда попадают с воздушной трассы, с SID при вылете наоборот попадают на воздушную трассу. При большом скоплении самолётов у диспетчеров Круга и Подхода (они управляют полётами в районе аэродрома),применяется метод векторения. Диспетчеры задают экипажам курсы полётов в цифрах, дополнительно задаются скорости, таким образом "растягивая" один самолёт за другим, чтоб те друг за дружкой заходили на посадку и приземлялись. Мы выделили основные минусы векторения и подвели итог. Стало ясно, что данный метод конечно же неплох (а я так его вообще люблю)), но при ежегодно возрастающей интенсивности полётов не столь удобен как для диспетчеров, так и для пилотов.


              джжж
                                       Красивые фигурки в виде вееров и есть Point Merge System.

Во всем мире используется процедура векторения, а в России так вообще только её диспетчеры всех аэропортов и применяют. Если для невысокой интенсивности этот метод подходит идеально на мой взгляд, то при большом скоплении воздушных судов в районе аэродрома векторение уже не назовёшь идеальным способом упорядочения потоков. Как минимум из-за эфирной "болтовни", которой будет ого-го сколько. Об этом чуть более десяти лет назад "задумался" Евроконтроль. Количество самолётов в европейском небе возрастало и возрастало. Формировать очередность для заходов на посадку с помощью векторения стало сложнее. И в 2006 году Экспериментальный Центр Евроконтроля разработал чудесную штуку, которую назвали Point Merge System (точка слияния). PMS - метод, направленный на улучшение и стандартизацию обслуживания воздушного движения в районе аэродрома. Разработка схем была проведена с подтверждением соответствия процедур PMS существующим на тот момент международным стандартам, были выявлены области, в которых могут возникнуть проблемы. Позже были проведены исследования совместно с DSNA (французским поставщиком аэронавигационных данных) и с вовлечением диспетчеров Евроконтроля. Исследование показало, что использование Point Merge System просто в освоении, значительно снижает нагрузку и время на связь и имеет еще ряд плюсов. Первыми кандидатами для реализации точки слияния стали Осло в 2011 году, Дублин и Сеул в 2012. Point Merge поддерживается главными задачами SESAR - европейский проект по авиационным исследованиям "Единое европейское небо". SESAR был запущен в 2004 году. Его ролью является: определять, разрабатывать, создавать, улучшать существующие и новые проекты по организации воздушного движения, повышать производительность и строить новые интеллектуальные системы. После 2012 года PMS появилось еще в ряде городов, и с 2013 года используется в Париже, Куала Лумпуре, Лаосе, в еще трёх норвежских аэропортах, на Канарах, в Ганновере, Лейпциге, и в 2016 году к ним присоединились два Британских аэропорта - Лондон-Сити и Биггин Хилл. Сейчас схемы разрабатываются еще для некоторых городов.

                                          1
      Итак, PMS состоит из point merge - точки слияния и определенных маршрутов, по которым формируется очередь заходов на посадку - участки секвенирования. Эти участки равноудалены от этой точки слияния и разведены по высоте, а также проложены касательно к окружностям с центром в точке слияния.

                                          1
                                             Рисовала как могла))
      Суть в том, что самолёты с обеих сторон заходят на дуги на разных высотах. Диспетчер будет создавать интервалы между воздушными судами путём выдачи команды экипажам "прямо на точку слияния"/"direct to..." + при необходимости регулировать скорости. Эта точка имеет какое-то название. Назовём её Happy. На картинке мы видим как красиво и логично у нас самолёты полетят друг за другом. То есть полёт по участкам секвенирования необходим только для того, чтобы задержать воздушное судно. Так называемый "путь растяжения". В схемах Point Merge для пилотов будут написаны ограничения по скоростям и высотам. При спрямлении диспетчер, как я уже сказала, будет назначать при необходимости новые скорости. Если у нас один или два самолета и создавать очередность у нас нет нужды, то эти самолёты и не полетят по дугам. С какого-то момента, по решению диспетчера, пилотам будет выдано указание "прямо на Happy". Например, в районе IAF1 самолёт возьмёт курс прямо на Happy.

     Вы спросите, зачем я рассказываю вам всё это? Почему именно сейчас, и почему именно эта тема является первой в моих рабочих постах? А вот почему. Уже совсем скоро петербургское цифровое небо претерпит грандиозные изменения. У нас будет введена новая структура воздушного пространства! Это значит, что появятся новые трассы, старые изменятся, схемы STAR и SID будут называться по-новому. Все самолёты, прибывающие в Петербург, будут заходить именно по Point Merge System. Также ниже эшелона перехода (это высота, на которой перестанавливается давление со стандартного 760 мм на давление аэродрома) мы будем использовать футы и давление QNH (давление, приведенное к уровню моря). Сейчас ниже эшелона перехода мы используем метровую систему и давление QFE (давление аэродрома на уровне взлётно-посадочной полосы). Поэтому данная тема, про PMS, как раз приурочена к грядущему событию.

                                  ррр

     Пример Пулково. Синим цветом подписано, где находится аэропорт. Из-за ветрового режима в работе полоса с курсом 276 (видим цифру 276 на карте. Название полосы округлили до 280 курса. Значит в работе 28 правая. Правая, потому что находится справа от нас, если мы летим с курсом 276. Видите внизу вторая мелкая полосочка - это полоса 28 левая, она находится слева, если мы заходим с курсом 276). Я уже говорила, что самолёты в небе не летают как хотят. Они летают по трассам и маршрутам. Нам, диспетчерам, трассы и маршруты на мониторе показаны в виде тоненьких линий (почти как на карте выше). Самолёты в виде меток (небольших точек) летят по этим линиям. Так мы понимаем, что самолёты летят четко по маршруту/трассе.Так вот, чтобы попасть на взлётно-посадочную полосу, пилотам необходимо чётко придерживаться схемы (на карте это черные линии). Исходя из схемы выше самолёту надо приземлиться на 28 П. На сегодняшний день все заходы выполняются по таким схемам захода на посадку (черным полосочкам со стрелками на конце). Для каждой полосы установлены свои схемы. Синие точки - шесть самолётов, которые летят в Петербург и должны приземлиться с определенным интервалом. Если ничего не делать, то в одно время все шеть бортов окажутся примерно в одной точке. Допустить мы этого не можем. Потому диспетчер будет применять метод векторения, то есть уводить самолёты с маршрутов, задавать им курсы и регулировать скоростями.

                                  ррр

      Я решила, какой самолёт за каким будет заходить на посадку и начинаю создавать очередность с помощью векторения и регулирования скоростей. Кто за кем я подписала фиолетовыми цифрами. И чтобы "растянуть" воздушные суда одного за другим, начинаю задавать экипажам курсы полётов и скорости. Фиолетовыми линиями обозначен пример того, как в итоге у меня полетят самолёты.
Дополняю - выше показан общий смысл того, как используется метод векторения. Пример "на пальцах". В реале при большом количестве самолётов векторение и регулирование скоростями начнётся намного раньше, чем на картинке. Плюс будут учитываться многие другие факторы, о которых я сейчас не вижу смысла рассказывать.

                              ддддддд
      При вводе PMS в Пулково заход будет выглядеть примерно так, как я нарисовала на фото выше. Как схемы выглядят у нас на диспетчерских мониторах я пока не покажу)) Естественно они отличаются от того, что я нарисовала синим выше )) Чёрных полосочек - нынешних схем заходов на посадку уже не будет.
По-простому Point Merge System называют "веером", потому что внешне очень похожа на веер.

                                еееееее
       А еще заход может выглядеть так. Без полётов по дугам, так как нет необходимости.

                                рррррррррррр
      Если самолёт один, он также не полетит по дугам, а по указанию диспетчера повернёт прямо на точку слияния.

                                2
                                 Пример захода с использованием векторения. Какжется небольшой хаос, да? )))

                                3
                                 Пример захода с использованием PMS. Ну не красота ли, а!?

Евроконтролем были выделены следующие преимущества при использовании PMS:
- упрощение диспетчерских задач, сокращение радиообмена и нагрузки
- улучшение ситуационной осведомленности для экипажей
- меньше тактических процедур для диспетчера, более простая задача при эшелонировании
- снижение расхода топлива
- снижение воздействия шума
- процедуры будут более стандартизированы и понятны

Продолжение следует...